6+
Сегодня:
17 Ноября

  • Удачное новоселье

    2014-07-040Среди двадцати одной тысячи человек, обретавшихся 20-22 июня на территории санатория "Сунгуль", было немало снежинцев. Пропускать XXII Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества и впрямь не стоило. Событие неординарное. Недаром нынче его включили в список восьми самых значимых культурных проектов страны и поддержали на федеральном уровне.

    Пройду по Малахитовой, зайду на Изумрудную…

    По сравнению с прежним местом дислокации — Дальней Дачей — новое оказалось для "Бажовки" удачным по всем статьям. Во–первых, географически. От Челябинска и Екатеринбурга оно равноудалено. Добираться удобно. О нас и говорить нечего: автобусы из города и обратно курсировали регулярно. Конечно, участникам, прибывшим на форум из Казахстана и 18-ти других российских регионов, это погоды не делало. Зато сами погоды стояли отменные, располагая к отдыху. Гости из краев от Архангельска до Крыма помимо палаточных лагерей и вышеупомянутой здравницы могли переночевать по соседству: в гостиничном комплексе "Аврора", базах "Зеленый мыс" и "Озерки". А представление о наших палестинах они получили, посмотрев "Сказ о Синарском Наукограде".

    Еще один плюс переезда — увеличение вотчины в три раза, что позволило принять всех желающих. Количество заявок на участие в форуме выросло более чем на сотню. Волонтеры, указатели, информационные стенды и карты помогали публике ориентироваться на местности. Пошло на пользу делу и то, что организаторы разделили, наконец, творческие площадки и семь проводимых конкурсных программ. Сунгульские просторы позволили логичнее рассредоточить основные объекты. Все 12 сценических подмостков находились в поле видимости, а пути–дорожки сходились в направлении главной, Малахитовой. Между нею и Яшмовой, Изумрудной, Агатовой, а также новой — Бирюзовой — сценой оказалась приличная дистанция. Потому звук воспринимался без чужеродных "подголосков".

    "Живая традиция"

    Конечно, пообщаться со всеми участниками праздника (коих было свыше четырех тысяч) и послушать с полсотни концертов было просто не реально. Ценность "Бажовки" в другом: здесь можно прикоснуться к переплетению совершенно разных традиций и культур народов, населяющих нашу необъятную страну. Конкурс "Живая традиция", к примеру, позволяет увидеть воочию юрты, хаты, курени, избы. А интерактивная фольклорная программа "Уральское поселение" дает представление о старинном укладе жизни и обрядах. На этот раз особо выделялся здоровенный чум, который привезла родовая община "Обь". Не хватало лишь оленей вокруг жилища. Однако звучащий внутри него инструмент нарс-юх и обстановка "палат" просто завораживали. И я вполне согласна с мнением жюри, отдавшего гостям из Ханты-Мансийского автономного округа пальму первенства.

    Но, честно говоря, для меня чум примерно как индейский вигвам — далекая экзотика. Хотелось больше узнать о культуре тех национальностей, которые живут совсем рядом. Потому я решила зайти в одну из юрт. И как раз вовремя — участники народного татаро–башкирского фольклорного ансамбля "Яшлек" из Кыштыма показывали членам жюри красочный обряд, связанный с рождением ребенка и его наречением. Тут была резная березовая колыбель, старинный сундук, одежда с монистами, песни и праздничные угощения. Где еще попробуешь свыше 50-ти местных блюд? У нас и в окрестностях города кафе предлагают только японо–итальянское меню: пиццу, роллы и суши… Так как рядом с едой были таблички с названиями, то теперь я в курсе, что казалык — домашняя вяленая конская колбаса. А красный творог ажигай изготавливают путем кипячения створоженного молока до полного испарения сыворотки. Маленькие пирожки с картошкой и мясом — перемячи — сродни беляшам. Аналогичная начинка и у эчпочмака, но он по форме треугольный. Ну а губадия — закрытый круглый многослойный пирог. Все это оказалось потрясающе вкусно уминать, запивая чаем из самовара, куда вначале налили молоко, затем заварку и кипяток.

    Руководитель ансамбля Гульсира Фатиховна Истамгулова рассказала о своем коллективе. В марте следующего года ему будет 15 лет. Участники постоянно выезжают на сабантуи и побеждают в творческих соревнованиях. На "Бажовке" брали гран–при. Город им помогает, выделяет транспорт. Одна беда — нет притока свежих сил. Хотя имя ансамбля означает "молодость", в нем одни пенсионеры. Эта же мысль прозвучала и на состоявшемся в рамках фестиваля координационном совете по культуре Уральского федерального округа. Туда съехались делегации всех шести регионов УрФО. Встречу посвятили вопросам поддержки и развития народного творчества и выявили, что на государственном уровне слабо развит институт передачи традиций из поколения в поколение. В школах не изучают фольклор, и на самом деле все народное творчество держится на энтузиастах. Короче, нужна хорошо разработанная специальная программа с достойным финансированием.

    Пока ее составят и утвердят, лет "тыща" пройдет. Одно спасение — энтузиасты в нашей стране не переводятся. В чем я убедилась, бродя по Мастеровой слободе и Шелковой горке, где можно было полюбоваться изделиями прикладников, приобрести понравившийся товар, позаниматься на мастер–классах. Скажем, обучиться ткачеству из… травы. Среди умельцев организаторы разыграли Кубок Данилы Мастера. Гран-при получил Увельский дом народного творчества. Меня же привлекла этно-мастерская семьи Цицура из Троицка. Полина создает авторские вещи — из войлока и пряжи. Иван с братом Артемием — буковые настольные ткацкие станочки для домашнего пользования. Ребята усовершенствуют старинные модели, снимая копии в музеях. Без работы не остаются, часто выполняют индивидуальные заказы. Есть спрос и на оригинальные музыкальные инструменты народов мира: уду, диджериду и дарбука. Делает их гончар Станислав Курамин из Полетаево, применяя керамику и кожу. Так что, да здравствуют энтузиасты!

    Елена Сучкова

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью