6+
Сегодня:
24 Августа

  • Ожившая музыка

    Ожившая музыка2014-09-040Замахнувшись на Вильяма нашего Шекспира, можно сказать: весь мир не только театр, но и кино. Значит, есть резон широкоформатно отметить 27 августа — День российского кинематографа.

    Среди ближайших премьер, которые обещают показать на канале "Культура", будет документальный фильм о XIII Московском Пасхальном фестивале. В съемках картины принимал участие снежинец Максим Кирюнин. Получив профессиональную подготовку на кинооператорском факультете ВГИКа, сейчас он работает в столице.

    Наш "кадр"
    Фестиваль этот ежегодный. Традиционно его возглавляет легендарный худрук Мариинского театра В. А. Гергиев. Официальное открытие состоялось на Пасху — 20 апреля, а закрытие — в День Победы 9 мая. Однако гастрольный тур длился дольше. За 26 дней творческая группа посетила ровно такое же количество населенных пунктов. От мегаполисов до совсем не больших. Часть выступлений артисты провели в Домах офицеров, воинских частях и гарнизонах, отдав дань памяти 100-летию со времени начала Первой мировой войны.
    А Максима подрядили на съемки неожиданно. Только он прибыл в Снежинск на отдых, как позвонил бывший сокурсник и предложил эту работу. Уралец оперативно вернулся в столицу и уже на следующий день вылетел в Калининград, где 15 апреля стартовала первая половина тура, включавшая также Мурманск, Беломорск, Петрозаводск и Петербург. Второй вояж затронул Казань, Екатеринбург, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Новосибирск, Тюмень и Пермь. Свой единственный выходной группа провела на Байкале. Затем ее путь пролег через Пензу, Липецк, Волгоград, Оренбург и Нижний Новгород. Каждое из трех путешествий по стране "закольцовывалось" на Москве. А заключительным аккордом стал Псков.

    Концертная программа практически не повторялась. В ней звучали лучшие произведения классики, порой весьма редкие. В постоянном составе труппы были: Симфонический оркестр и Духовой квинтет Мариинки, ансамбли — "Брасс" и "Страдивари". На концертах к ним gрисоединялись местные хоровые коллективы и мировые знаменитости. Например, "звездные пары": скрипач Пинхас Цукерман и виолончелистка Аманда Форсайт, скрипачи Роман Симович и Алена Баева, пианисты Нельсон Фрейре и Денис Мацуев. Нередко музыканты давали сразу по два концерта, один из которых являлся бесплатным, а билеты на второй были вполне доступными по цене. Вот и в Екатеринбурге: днем прошло благотворительное выступление для военнослужащих, а вечером — филармоническое. Послушать его приехали мама и дедушка Максима, а также группа снежинских меломанов.

    Документальная "кухня"
    Максим входил в техническую группу, где работал еще один оператор. Для оптимизации процесса на концертах каждый из них выполнял свою задачу. Наш "кадр" запечатлевал крупные планы и детали. Ежедневные съемки репетиций и городских "визитных карточек" они с Матвеем чередовали между собой. Вечерами на сборах команды шло обсуждение накопленного материала. Режиссер Гуля Балтаева стремилась набрать побольше "живых" эпизодов. И ребята таковые выискивали. В частности, ловили момент на репетициях, когда маэстро показывал музыкантам фразировку мелодии, чтобы при монтаже сравнить фрагмент с концертным вариантом.

    В документальном кино нет жестких сценарных рамок. Идеями и выразительными подробностями оно обрастает постепенно. Но основная концепция картины сложилась сразу: в увлекательной форме рассказать о Пасхальном фестивале, его участниках и руководителе. По ходу работы родились вопросы для финального интервью с В. А. Гергиевым, которое было призвано соединить весь сюжет. Актуальным Валерий Абисалович считает привитие молодой поросли духовности. Потому на пресс-конференциях постоянно подчеркивал необходимость создания в каждом регионе России собственного тысячеголосого детского хора. А еще призывал к возведению новых концертных залов. Максима поразило великолепие недавно отстроенных музыкальных сооружений в Омске, Иркутске, Владивостоке, Липецке. Не говоря уже о "вотчине" самого маэстро — отреставрированном старом Мариинском театре и новом его здании. В поездке были четыре звукорежиссера Мариинки, которые записали все концерты, обеспечив фильму качественную музыкальную "дорожку".

    "Ребята, не Москва ль за нами?"
    Перемещались участники тура специальным чартерным поездом Пасхального фестиваля, а на Северо-Западе и Дальнем Востоке страны — самолетами. Встречая своего "железнодорожного" коня в другом городе, они находили оставленные вещи нетронутыми. Внутри поезд оказался комфортабельным, а снаружи его украшали яркие наклейки с соответствующей символикой. Двое крепеньких мужичков питерского посола, заведовавшие на гастролях техвопросами оркестра, после посещения очередного "порта приписки", ставили звездочки возле названий городов на красочной рекламе. А один из друзей непременно покупал значки с символикой каждого из городов и прикреплял к кепочке. Когда та изрядно потяжелела, надел панаму и продолжил коллекцию. Операторы засняли и это.

    Ехали они в двухместном купе. В имевшуюся там дохленькую розетку мощностью в 100 ватт ребята вставляли пилот с восемью отверстиями, полностью загружая его. Больше зарядить аппаратуру было негде. Отсутствие нормальной техбазы создавало тьму неудобств. Приходилось все свое носить с собой. А рюкзак с "железом" весит под 30 кг. Макс уставал страшно и с грустью вспоминал, как здорово "базовые" вопросы продуманы в игровом кино, в чем он убедился, поработав еще в студенчестве ассистентом оператора-постановщика.

    Что же касается документалистики, то первый опыт оказался интересным в плане постановочной работы и взаимодействия с режиссером. Для общего развития было полезно послушать сложные музыкальные композиции. А времени для знакомства с городами не оставалось. Тем не менее, молодой человек сумел почувствовать, сколь огромна и многолика наша Родина. Удивило, как блюдут национальные традиции в Татарстане и Якутии. Но особенно понравился Владивосток. Беседуя там с водителем автобуса, Максим с удивлением обнаружил: люди в дальних регионах воспринимают столицу примерно, как москвичи Челябинск, лишь приблизительно представляя, где она расположена. Получается любопытное кино в масштабах всей страны.

    Елена Сучкова

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Фотогалерея

Интервью