6+
Сегодня:
22 Сентября

  • Домашняя забота

    2014-09-120Редко родители задумываются о том, что их чада вкалывают не меньше них самих. Согласно ТК, человек работает пять дней в неделю по 8 часов. Всего — 40. Казалось бы, такая цифра не сравнится с коротким учебным днем. Но если посчитать время, которое тратят школьники с шестидневкой и шестью уроками, то выйдет сопоставимая цифра — 30 часов. Плюс ежедневное домашнее задание.

    В этом году, в отличие от прошлых двух, у школьников счастье: 1 сентября выпало на понедельник. В День знаний уроков не будет, учебная неделя выйдет короче, и, значит, "домашки" зададут немного…

    СанПиНы
    Существуют официальные Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. В них прописан объем домашних работ по всем предметам. Правда, количество упражнений или номера параграфов указать в документе было невозможно: по закону, каждая школа самостоятельно разрабатывает свой план и выбирает комплект учебников. Зато есть нормативы по времени. Его затраты на выполнение задания не должны превышать полутора часов во 2-3 классах, двух часов — в 4–5-х, двух с половиной часов — в 6–8–х. И не более 3,5 часа "домашка" может отнять у старшеклассников.

    Но у каждого ребенка своя, индивидуальная скорость: кто-то гиперактивный, а у кого-то, наоборот, ярко выраженный темперамент меланхолика. А задача на всех одна. Как же быть?

    С начальными классами проще: там по всем предметам один учитель, он знает, сколько школьнику придется работать дома. Что же касается среднего и старшего звена, то здесь полную картину представляет только дневник учащегося и он сам, за полночь укладывающийся спать.
    — В педагогическом институте на занятиях по методике преподавания нам говорили, что при расчете времени, которое потребуется ребенку для выполнения задания, учитель должен сам выполнить его и умножить потраченное время приблизительно на полтора-два, — говорит В. Н. Маслакова, директор гимназии №127. — Однако педагоги иногда забывают, что кроме их любимого предмета у ребят есть еще 12-13 других. Задают больше, чем нужно: чтобы крепче запомнили. И это говорит о непрофессионализме школьных кадров.

    Табу
    В начале прошлого сентября в СМИ долго обсуждали тему отмены "домашки". Эту идею выдвинули московские учителя на встрече с президентом страны В. В. Путиным. Педагоги отметили повышенную нагрузку на старшеклассников, которые готовятся к поступлению в вузы и сдаче ЕГЭ, и предложили сделать домашнюю работу для них добровольной.

    Растревоженные журналисты кинулись искать, как эта мысль реализована в других странах. Оказалось, что в США давно делают домашние задания по желанию. Правда, если их не выполнять, это "всплывет" на контрольной. Причем упражнения носят проблемный, творческий, а вовсе не "зубрежный" характер.

    В Китае о "домашке" вообще никогда и не слышали. Зато там учебный год длится десять с половиной месяцев, везде шестидневка и ежедневных уроков больше.

    В 2011-12 годах отменили работу на дому для начальной школы в Англии и Франции. В Туманном Альбионе взбунтовались родители, сетуя на то, что учеба отнимает у их отпрысков детство и ребятам даже некогда гулять. А в Пятой республике инициатором перемен в образовательной системе стал президент Франсуа Олланд: не каждая мама способна объяснить ребенку заданное — значит, ученик должен выполнять упражнения в классе, под присмотром учителя.

    Приверженцами занятий после школы до сих пор остаются норвежцы, испанцы и японцы. Первым устная "домашка" дается сразу на всю неделю (письменной нет вообще), и учатся они 13 лет. Вторые разбирают с родителями только 10-20% от общей программы. В Стране восходящего солнца, где уровень грамотности населения подбирается к 100%, местные школьники считаются самыми занятыми людьми государства. Еженедельно они тратят на учебу около 66-ти часов. Из них по 5-6 часов в день уходит на домашнюю работу.

    У нас тема отмены оказалась табуированной:
    — Да им не сокращать время обучения нужно, а увеличивать! Подумаешь: меньше за компьютером посидят и пива выпьют!
    — Что, если не домашнее задание, позволит "связать" два урока, закрепить материал?
    — Если алгебру можно делать в школе, то как быть с литературой, с иностранным языком? Читать "Преступление и наказание" на занятиях? Заучивать слова на перемене?
    — Опять эти разговоры про то, что гуманитариям физика не нужна! А куда пойдет однобокий "специалист по правому уху", который в левом заблудится? Сейчас везде ценятся люди широкого профиля.

    Пока предки отводили душу в комментариях, добросовестные отпрыски сидели за учебой ночами, а недобросовестные спокойно списывали с решебников (обратите внимание на их тираж), "гуглили" краткие содержания произведений, вводили условия задач в сервис типа znanija.com и спокойно "забивали" на домашку, потому что "училка тетрадки вообще никогда не проверяет".

    А "жаркий спор" утих сам собой, когда объявили, что отменить домашние задания для своих воспитанников может любая школа — для этого достаточно решения управляющего совета. Никакая директива "сверху" не нужна. Правда, реальных прецедентов так и не случилось.

    Не мученье, а…
    Учителя утверждают, что если ребенок добросовестно занимался в классе, то проблем с домашним заданием быть не должно. Не потребуется обзванивать товарищей и приставать к родителям: "Помогите!" Другое дело, что ребята забывают о методах и способах, которые могут облегчить их труд.

    "После окончания занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления сил обучающихся организуется отдых длительностью не менее 2 часов", — говорится в том же СанПиНе. Их можно потратить на прогулку или сон, который "снимает усталость и возбуждение детей, долгое время находившихся в большом коллективе".

    Садиться за уроки советуют в 15-16 часов: к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности. Учитывая этот факт, нужно планировать время на кружки, секции и репетитора. Кстати говоря, педагоги положительно отзываются о дополнительной занятости ребенка: чем больше делает, тем больше успевает. Поэтому не стоит уделять внимание только школе, полезно иметь увлечения.

    А мамам, которые любят усаживать дитя на кухне, чтобы и кашеварить, и контролировать процесс обучения, лучше отказаться от такой привычки. Она "расхолаживает" ученика и нервирует родительницу. Лучше помочь ребенку расставить приоритеты, чтобы он начинал домашнюю работу со сложных заданий, пока полон сил. И не позволять ему сидеть за книгами по три часа кряду: напоминать о небольших перерывах каждые 30 минут. Тогда ему хватит сил на всю работу.

    По статистике, большая часть современных детей — визуалы. Именно поэтому сейчас в школе жить не могут без всевозможных проектов и презентаций. И дома нужно брать это на вооружение. Географию гораздо легче будет выучить с картой на стене, а иностранные слова — с табличками или подписями. Точно так же можно совмещать приятное с полезным: слушать аудиокниги и диктофонные записи параграфов во время прогулки. А посмотреть документальный фильм про Хрущева, сами знаете, гораздо интересней, чем прочитать главу учебника.
    "Если ты хочешь быть успешным, ты должен работать", — внушают современным школьникам. И забывают добавлять, что трудиться нужно не по 12 часов, а головой, а учебная нагрузка не должна быть каторжной.

    Марина Емелина

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью