6+
Сегодня:
22 Августа

  • Опутали сетями

    2014-07-290В канун Дня работника торговли (с прошлого года этот профессиональный праздник отмечается в четвертую субботу июля и в 2014 году выпадает на 26-е число) в редакцию "Окна" поступило открытое письмо, под которым стоят около двух десятков подписей снежинских предпринимателей.

    Текст обращения довольно короткий, поэтому приведем его полностью:

    «Уважаемые жители города! В связи с критической ситуацией, в которой оказался снежинский бизнес, мы вынуждены обратиться к вам с открытым письмом. Сетевые ритейлеры, которые открываются в нашем городе, в последнее время "уничтожают" местные магазины: закрылись отделы на городском рынке, нет больше "Пищевика", "Слатоса", магазина "Гурман" на проспекте Мира, и это еще не полный список. Мы понимаем, что малый бизнес не нужен ни городским властям, ни федеральным, поэтому обращаемся к нашим жителям. И хотя продукты в наших магазинах каждый день свежие, а обслуживание более высокое, может случиться так, что постепенно закроются все снежинские магазины, и тогда исчезнет конкуренция.
    Можно только догадываться, насколько тогда повысят цены сетевики. Мы не жалуемся на трудности, но все вы, уважаемые горожане, должны знать, что сетевики не платят местных налогов, они не инвестируют деньги в наш город и не собираются этого делать (кроме постройки, опять же, своих магазинов). Их основная цель — вывод денег из нашего города в Москву, Краснодар, Екатеринбург и так далее. Они уничтожают экономику города! Задумайтесь при выборе магазина!
    С уважением ко всем жителям города, предприниматели Снежинска»

    Захват торговыми сетями рыночного пространства больших и малых городов — характерная примета нашего времени. Экспансия крупных ритейлеров (компаний, занимающихся розничной торговлей) оставляет мелким предпринимателям все меньше шансов на выживание. Особенно трудно конкурировать с сетевыми монстрами торговому бизнесу небольших населенных пунктов.

    Закрытые территории системы Росатома не являются исключением. Сетевики проникают за "колючку", не встречая особого сопротивления со стороны гос­корпорации и местных органов власти. Интенсивность атаки сетевых клонов на снежинский продовольственный и оптовый бизнес нарастает. За последние пять лет количество торговых точек крупных ритейлеров ("Магнит", "Молния", "Монетка", "Дикси") увеличилось в пять раз, и это не предел. О том, насколько трудно в сложившихся условиях оставаться на плаву, нам рассказал один из ветеранов местной торговли, попросивший (по вполне понятным причинам) не называть его имени.

    "Колоссальное давление на свой бизнес я ощущаю вот уже лет пять, причем не только со стороны сетевиков, но, в первую очередь, со стороны государства, — говорит предприниматель. — Как минимум, раз в год нас проверяют налоговые органы. Кошмарят однозначно.
    А сетевиков никто не трогает. Их офисы находятся в Москве, Краснодаре и других крупных городах. Мало того, что эти товарищи не платят налоги в нашем городе, так их еще и не имеют права проверять ни налоговые, ни санитарные органы, поскольку компании на нашей территории не зарегистрированы. При этом они могут беспрепятственно завозить в Снежинск своих сотрудников, тогда как местным предпринимателям сделать это очень сложно. Нам и кредиты сложнее получить, причем они обходятся раза в два дороже. Вот и получается, что снежинские предприниматели и бизнес с большой земли находятся в совершенно разных условиях.
    Деньги, которые зарабатываем мы, остаются в городе. Мы пытаемся отстроить и развить местный бизнес, создать рабочие места, занимаемся социальными программами. А сетевики просто выкачивают из Снежинска миллиарды. О том, к чему это может привести, мало кто задумывается. В свое время Польша открыла пространство для вхождения больших сетевых ритейлеров, в итоге малый бизнес у них умер, после чего сетевики подняли цены. Если оставить все как есть, нас ожидает примерно то же, особенно если учесть специфику нашего города.
    Говорят, местная администрация никак не может повлиять на ситуацию, но ведь можно выйти с законодательной инициативой на Росатом, чтобы условием вхождения на городской рынок стала регистрация на нашей территории.
    Думаю, единственное, на что сейчас может надеяться местный бизнес, — это поддержка покупателей. Если хотя бы 15—20% горожан поймут, что происходит уничтожение городской экономики, и вернутся в наши магазины, шансов на выживание у снежинского бизнеса будет гораздо больше".

    Но насколько велики эти шансы? История развития мирового ритейла свидетельствует: рядом с крупными сетями выживают немногие. Гиганты опутывают своими щупальцами весь земной шар, сметая по пути торговцев помельче и навязывая потребителям унифицированный ассортимент. Еще в середине прошлого века в ряде стран их даже пытались запретить законодательно, да и сейчас там постоянно звучат призывы бойкотировать работу сетевых магазинов, ибо они разоряют местную торговлю.

    Тем не менее победное шествие розничных сетей продолжается. Россия с большим опозданием ступила на этот путь и сейчас наверстывает упущенное. Вместе с тем нельзя сказать, что государство вообще не обеспокоено тем, что сети рушат малый бизнес. Еще в 2006 го­ду главы ФАС и МЭРТа Артемьев и Греф выступили с предложениями ограничить сетевую торговлю, а в городах с населением менее 40 тысяч жителей и вовсе запретить. В 2010 году федеральным законом для сетевиков был установлен порог доминирования величиной в 25%. Но благие намерения законодателей так и остались на бумаге, поскольку до сих пор нет точной и правдоподобной методики для определения доли рынка.

    Представители снежинского бизнеса поднимали эту проблему и на встрече с уполномоченным по защите прав предпринимателей, и в своих обращениях в ФАС, но ответ пока один — вопрос находится в стадии рассмотрения. Так что пока неясно, когда и в каком виде эта методика появится и сможет ли она реально ограничить сетевую монополию. Ну а пока суд да дело, вся надежда на создание лояльной к местному бизнесу прослойки покупателей.

    Действительно, в Снежинске она существует. Далеко не всех горожан привлекает возможность отовариваться в сетевых магазинах, бродить вдоль длинных, однообразных полок, рискуя выбрать продукты, находящиеся на грани "просрочки", или, прельстившись очередными скидками, накупить кучу ненужного продовольствия. Многие снежинцы предпочитают давно полюбившиеся небольшие торговые точки "у дома", где их знают и приветливо встречают продавцы, где гораздо меньше шансов приобрести несвежие продукты, так как их завозят не раз в неделю, а чуть ли не каждый день. Вообще говоря, у сетевиков и местных магазинов, находящихся по разные стороны торгово-розничной баррикады, есть свои плюсы и минусы. Но в сложившейся ситуации обращение предпринимателей к горожанам, несомненно, заслуживает внимания и отклика.

    Есть еще один аргумент, способный склонить чашу весов в пользу местного бизнеса. Речь идет о вышеупомянутых социальных программах. Нашим предпринимателям в этом плане свойственны ответственность и социальная совесть. Они всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Благотворительность, спонсорство, безвозмездная помощь — эти слова для наших бизнесменов не пустой звук, а реальные дела. Вот лишь несколько примеров таких дел.

    А. Б. Аристов оказывает помощь хоккейному клубу "Снежинские волки", оплачивает поездки на соревнования, помогает приобрести экипировку. М. Л. Иванюк спонсирует детские соревнования по футболу, отказывает помощь Совету ветеранов. В. В. Чернов — это постоянная поддержка объединения "Русич", призы и подарки детям-сиротам. Плюс к этому — выделение немалых средств на строительство храма. В. В. Сильвачинский — регулярная материальная помощь больным снежинским детям. К. Н. Боков — финансовая поддержка больных раком детей. Е. Н. Костина — помощь детским домам. Большую разноплановую помощь оказывает организациям и отдельным гражданам Д. Д. Батькаев. Это и поддержка ребят из спортшколы, и призы лыжникам, и ноутбуки детскому дому, и просто деньги на благотворительность. А. Ю. Коковин организовал и построил в городе приют для бездомных животных и продолжает курировать этот вопрос. Предприниматель, выкупив помещение под спортзал, заканчивает там ремонт и планирует выделять время для бесплатных занятий инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями, с привлечением специалистов. На протяжении десяти лет он оказывал финансовую помощь секции легкой атлетики, а сейчас поддерживает лыжников, причем эта помощь включает в себя и доплату тренерам.

    Что же до сетевого бизнеса, то его послужной список пуст. В общем, почувствуйте разницу и сделайте выводы.

    Людмила Степанова

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Фотогалерея

Интервью