6+
Сегодня:
24 Августа

  • На взлет!

    2014-10-020Кабинет авиамоделистов в ЦДО никогда не спутаешь с другими. Самолетов разных форм и размеров нет здесь разве что в проходах между рабочими столами. Все стены увешаны опытными образцами летательных аппаратов, и даже под потолком на растянутых нитях болтаются плотно прижатые друг к другу беспилотники. Но я пришла сюда не ради традиционных моделей…

    Миниатюрную летающую тарелку готовит к демонстрации воспитанник кружка Михаил Глазунов. Бывший ученик 125-й снежинской школы, а теперь первокурсник факультета приборостроения ЮУрГУ "засветился" с новинкой на Всероссийском техническом форуме в Челябинске пару недель назад. Рядом с ним — Игорь Александрович Григорьев, педагог дополнительного образования. БПЛА цвета хаки, около полуметра в диаметре — их совместная разработка.

    — Из чего тарелка? — расспрашиваю я парня, пока он осматривает аппарат и подсоединяет к нему аккумулятор.
    — Из стеклопластика. Кстати говоря, болиды "Формулы-1" из него же. Очень прочная конструкция. Плюс — здесь стоит четыре электродвигателя. Покупали их в Китае, в специализированном авиамодельном магазине, месяц ждали.

    Аппарат начинает угрожающе пикать. "Сейчас будет рев", — предупреждает меня умудренный опытом парень лет 12-ти, пришедший на занятие. И правда, звук работающего на полную мощность советского пылесоса не заставил себя ждать. По ногам пробежал холодок.

    — Чувствуете, как воздух тянет? — пытаясь перекричать неподвижную тарелку, спрашивает Игорь Александрович.
    — Его через щель сверху засасывает. Внутри аппарата поток встречает на своем пути преграду — стенки конструкции — и по ним распределяется, — объясняет молодой человек. — Получается, что тарелка, как медуза, выталкивает из себя воздух. Причем мощности здесь не маленькие. Около 60 тысяч оборотов в минуту один двигатель производит. У нас тут как-то ниточка летала по кабинету, и ее в тарелку затянуло. Так дно просто вырвало.

    Описывает сложные физические процессы образно, понятно. Миша "заболел" техникой еще в детстве. Сначала просто картинки машинок и самолетиков раскрашивал. А потом дед рассказал про снежинский ЦДО. Привел за руку первого сентября в бывший Дом пионеров. Изначально мальчик хотел в автокружок, но дверь была заперта. Заглянул в соседнюю, авиационную, и остался в моделизме на восемь лет.

    Гул постепенно затихает. Меня предупредили, что эта версия летательного аппарата подняться в воздух не сможет, а я все-таки жду, когда каемка нефарфорового блюдца вот-вот оторвется от поверхности стола. Ан нет, против законов физики не попрешь. Корпус на 200 граммов тяжелее, чем нужно.

    Михаил признается: "Не рассчитал. С теоретической физикой не дружу. Иду от практики. Сначала смастерил все, а потом в Интернет полез выяснять, почему это может летать. Вышло, что по закону Бернулли сверху и по выталкивающей силе Ньютона снизу. Прикинул, вроде подходит".

    — Зато есть зона роста. Без теории тоже никак, — примирительно добавляет преподаватель. — Это здесь мы можем взять кусок пенопласта, попробовать. Не полетело — выкинул. А когда настоящая ракета или самолет, они таких денег стоят! С ними попробовать никто не даст. Сразу должно лететь.
    — Откуда же вы идею взяли? — интересуюсь я у конструкторов. Перед встречей загуглила "как построить летающую тарелку", и запрос не дал результатов: множество теоретических разработок и ни одного опытного образца.
    — У нас в кружке есть еще один научный руководитель, Игорь Николаевич Чечеткин, это инженер из нашего ВНИИТФ. Именно он предложил: двигать не крыло в воздухе, а воздух вокруг крыла. Я-то здесь уже давным-давно занимаюсь, — рассказывает Михаил. — Сотни обычных моделей сделал: и для комнатных соревнований, и для кордовых. Захотелось что-нибудь новенькое соорудить. Вот сели мы втроем и устроили консилиум: что возможно сделать, что нет. Какую форму взять, какой профиль, двигатели?

    Оказывается, передо мной лежит уже вторая версия тарелки. "Первая, — парень показывает на круг, висящий над доской в кабинете, — не летела конкретно. Как движется крыло у самолета? За счет воздуха, который его обдувает и сверху и снизу. Мы организовали поток только сверху. Этого оказалось недостаточно. Со вторым образцом мы ушли от данной ошибки".


    — И все равно не полетела? — удивляюсь я.
    — Нет, подъемная сила есть, — возражает Игорь Александрович. — Это на аэродинамических весах четко видно. Если на одну сторону прикрепить груз, равный весу оболочки, а к другой прикрутить сам аппарат и включить его, то весы дрогнут, сторона с тарелкой начнет подниматься. Так что идея наша — свернуть крыло в кольцо и обдувать его — подтвердилась.

    Значит, довести до ума аппарат необходимо. Тем более что плюсы тарелки перед классическими беспилотниками — самолетами, вертолетами, коптерами — очевидны. Вертикальный взлет и отсутствие внешних вращающихся деталей. Но найдется ли у первокурсника время на доработку?

    — Между прочим, при ЮУрГУ тоже авиа­модельный кружок есть и свое КБ. Я его уже посетил. Приглашают работать.
    — Как? Уже?
    — Там люди делают проекты и получают за это определенные деньги. Вот и думаю, что тарелку нужно туда увезти, выслушать мнения разные, может, кто-то подскажет что-нибудь дельное.
    — И каковы же твои профессиональные перспективы? Куда подашься после учебы?
    — Я поступил в вуз по целевому направлению от ВНИИТФ. Получается, что будущее предопределено: минимум на три года обратно, в Снежинск, в качестве молодого специалиста. Буду с беспилотниками работать, которые наш институт закупает за рубежом. Рассказывали мне, что там один комплект запчастей около трех миллионов рублей стоит. Это два фургона оборудования и еще сам аппарат.
    — Это, между прочим, системная проблема нашей авиации: буржуйскую технику используем, — резюмирует преподаватель. — К военной претензий нет, безупречна. А беспилотники, а пассажирская авиация? Ведь одни "боинги" везде. Санкции введут — останемся без самолетов? Специалисты нужны. А если взять Антонова, Туполева, Гагарина, все они вышли из авиамодельных кружков. А кто знает, вдруг будет ракета "Глазунов" летать или КБ "Глазунова" работать? Мы не знаем. Но стремимся к этому. Чтобы выбор профессии после наших занятий был очевиден.

    Марина Емелина

     

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Фотогалерея

Интервью