6+
Сегодня:
22 Сентября

  • Ница на Урале

    Ница на Урале2014-10-200Это не ошибка и не опечатка: оказывается, в нашем удивительном крае есть не только "свои" Париж, Варна и Фершампенуаз, но и Ница. От французской она немного отличается написанием и, конечно, тем, что является не городом, а рекой, на месте впадения в которую Ирбеи (так раньше называлась река Ирбит) в 1631 году образовалась Ирбитская слобода. Возникла она, вопреки уральской традиции, не как завод или крепость, а как торговый город на пересечении водных и сухопутных дорог.

    Приехав в современный Ирбит, вы вряд ли поверите, что этот крохотный провинциальный городок некогда был известен на всю страну. Однако именно здесь в течение почти трех веков ежегодно (!) проводилась вторая по величине — после Нижегородской — ярмарка. Такого "стажа" не имела ни одна ярмарка в России. Длилась она иной раз дольше месяца.

    Только представьте: население Ирбита в эти дни увеличивалось в 10-15 раз, так как сюда съезжались тысячи торговцев не только со всей страны, но и из других государств, практически все жилые дома были заняты квартирантами. Многие русские купцы (в том числе Савва Морозов) считали делом чести держать в Ирбите собственный дом.

    На ярмарку привозили до двухсот тысяч подвод с товарами, десятки иностранных компаний имели в Ирбите свои представительства. Оборот ее был гигантским — 60 миллионов рублей, причем тех, "старых", полновесных. В знаменитом романе Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приваловские миллионы" есть строчки, посвященные Ирбитской ярмарке: "Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понимать взаимные интересы, нужды и потребности… На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка…"

    Расцвет ярмарки отразился на самом городе: открывались многочисленные лавки, трактиры, мелкие предприятия, даже ярмарочный театр. С 1821 года Ирбит застраивался по генеральному плану как город-ярмарка с созданием единого архитектурного ансамбля. В 1864 году был открыт Ирбитский пассаж — главный символ ярмарки, "Невский проспект Ирбита", на площади перед которым проходило торжественное ее открытие. Тогда говорили так: "Приехать на ярмарку и не побывать в Пассаже все равно, что приехать в Рим и не увидеть Папы". Правда, изначально здание строилось как городской театр, но антрепренеру оказалось не по карману платить запрашиваемую аренду, и оно было передано купцам.

    В день открытия ярмарки над Пассажем поднимали российский флаг, и с этой процедурой даже было связано поверье: флаг запутался — ярмарка будет затяжной; развернулся сразу — хорошо торговля пойдет; в сторону Сибири развернулся — прибыли будет больше у сибиряков;
    в сторону Европы — удача будет на стороне купцов из центральной России.

    Главную роль среди предметов торговли Ирбитской ярмарки играли мануфактура и пушнина — сюда даже переместился Тобольский пушной рынок. Через Ирбит прошел Великий чайный путь, и ярмарка стала крупнейшим чаераспределителем и основным законодателем цен. Было время, когда весь чай, выпиваемый на территории Российской империи, проходил через горнило Ирбитской ярмарки. В историко-этнографическом музее по сию пору можно полюбоваться разнообразием товаров, продаваемых в Ирбите. Особенно греет сердце до боли знакомое каслинское литье, образчики которого есть, кажется, в каждой снежинской семье.

    До 1929 года Ирбитская ярмарка "пела и плясала", пока не была изжита новой властью. Но витает, видимо, дух купеческий над уральским этим городком, где и в XXI веке любимое занятие, по уверению некоторых местных жителей, — торговля. С 2003 года решили ярмарку возродить. Конечно, масштабы ее уже не те, выросло несколько поколений людей, разучившихся так широко и красиво гулять на ярмарке, как умели наши предки. Чтобы привлечь народ, администрация города каждый год придумывает различные развлекательные мероприятия. Изюминкой нынешней ярмарки, проходившей 22-24 августа, стали мотоциклетное шоу "Мотозмея", основной целью участников которого было на жесткой сцепке без участия водителей отбуксировать максимально возможное количество мотоциклов "Урал", и театрализованное представление "Рыцарский турнир на мотоциклах "Урал"", где выявлялся наиболее меткий экипаж (стреляли "рыцари" пейнтбольными шариками).

    Почему именно "Урал" стал героем праздника? Разумеется, неспроста. Это имя легендарный мотоцикл, широко распространенный в СССР и странах Восточной Европы, получил в 1960 году, после выпуска модели М-62. Всего же с начала производства и до 2003 года на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) было выпущено 15 базовых моделей. Недаром Ирбит называют мотоциклетной столицей России.

    Началом производства мотоциклов в небольшом уральском городке принято считать конец 1941 — начало 1942 года.

    В это время сюда был эвакуирован Московский мотозавод, выпускавший после начала Великой Отечественной войны в сутки по 60-70 мотоциклов, которые срочно отправлялись на фронт.

    21 октября 1941-го, когда германские войска вплотную подошли к столице, вышло постановление Совета по эвакуации, и уже 17 ноября 1941 года из Москвы в Ирбит прибыл первый эшелон, на крыше одного из вагонов находился эталонный мотоцикл BMW R71. Этим же поездом
    в уральскую глубинку отправились 568 столичных мотоциклостроителей.

    На новом месте цеха размещались на нескольких производственных площадках, в основном в помещениях автоприцепного и пивоваренного заводов. 25 февраля 1942 года из Ирбита на фронт отправлены первые уральские мотоциклы, собранные, правда, преимущественно из узлов и деталей, привезенных из Москвы. Существуют данные, что с этого времени и до победного мая 45-го на Ирбитском мотоциклетном заводе было собрано 7905 мотоциклов. Разве это не повод для гордости?!

    Само собой разумеется, что единственный государственный музей мотоциклов открылся именно здесь.

    Летом нынешнего года ему исполнилось 10 лет. Ирбитская коллекция уникальна: она отражает основные тенденции развития не только отечественного, но и мирового мотоциклостроения. В музейной экспозиции представлена советская мототехника тяжелого класса начиная
    с 40-х годов ХХ столетия и образцы ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, США, Японии 1935-1989 годов выпуска. Здесь можно полюбоваться последней военной моделью вермахта BMW R75, изготовленной специально для африканской армии Ромеля, или Zundapp К-500 с коробкой передач, как у автомобиля. Тут же сверкает никелем уникальный мотоцикл "Цирк", выпущенный в 1995 году ИМЗ в единственном экземпляре по заказу директора московского цирка на Цветном бульваре Юрия Никулина для исполнения байкерского номера.

    Посетители с удовольствием фотографируются на "Волке", "прославившемся" тем, что на нем некогда сидел нынешний президент России. К сожалению, у музея до сих пор нет собственного здания, где можно было бы продемонстрировать все имеющиеся в его собрании шедевры,
    а это более 120 транспортных единиц — мотоциклов и оригинальных микроавтомобилей и вездеходов производства ИМЗ. В существующей экспозиции в семи разделах выставлена только третья часть мотоциклетной коллекции.

    А вот музею изобразительных искусств повезло: он располагается в трех старинных отреставрированных и очень красивых особняках. Побывать здесь любителям живописи стоит непременно, поскольку это единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка, коллекция которого, насчитывающая около 16-ти тысяч произведений, признана национальным достоянием общероссийского значения. Здесь есть работы А. Дюрера и Тициана, Рембрандта и Ф. Гойи, О. Домье и Тулуз-Лотрека. Особой гордостью музея является коллекция французских цветных пунктиров, отпечатанных на атласе, среди которых совершенно уникальные парные портреты императора Наполеона и его второй жены Марии-Луизы.

    Раздел современного уральского искусства находится в доме купцов Казанцевых — памятнике архитектуры XIX века. Это здание — образец так называемого "кирпичного стиля", для которого характерно обилие и разнообразие каменных узоров. Большинство ирбитских домов старинной застройки представляют собой неповторимые кирпичные сооружения, уникальные по красоте и набору элементов "каменного кружева". Многие из них выполнены мастером-подрядчиком, "первейшим каменщиком" Иваном Федоровичем Тороповым. Он умел изготавливать особый фигурный кирпич, владел искусством кладки и шлифовки стен. Исторический центр Ирбита — настоящий архитектурный заповедник, который по достоинству оценят любители старины.

    А знаете, что лично меня больше всего поразило в этом необыкновенном городе? В одном из залов Ирбитского историко-этнографического музея на столе под стеклянным колпаком стоит букет. Все его нежные лепестки и бутоны, поразительно похожие на настоящие, сделаны из шелка и воска. Эти цветы были подарены одной ирбитчанке ее женихом сто лет назад! Никого из героев истории давно уже нет в живых, а букет... вот он.

    Светлана Грицкова

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью