6+
Сегодня:
20 Октября

  • Самоуправление vs самоуправство

    2014-10-200Сейчас родители все активнее вмешиваются в деятельность школы. И не только в организационные вопросы. Эпоха обсуждения денежных проблем в попечительских советах прошла. Теперь больше говорят о программе, о том, переходить на пятидневку или нет, о дополнительном образовании. Каким же образом папы и мамы могут отстаивать интересы своего ребенка в учебном заведении?

    Поговорить с товарищами по несчастью, проконсультироваться с классным руководителем, попросить директора решить проблему, пожаловаться в управление образования… Оказывается, большинство жителей Снежинска окажутся юридически бессильными, если захотят изменить школьную жизнь своего чада. В законе "Об образовании" сказано: "Родители имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией согласно ее уставу". Вот только в семи из восьми городских школ свод правил составлен таким образом, что законные представители детей практически ничего не решают.

    По регламенту
    "Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности", — сказано в уставном документе любой школы. Исполнительную власть представляет директор. А вот "законодательные" органы могут быть разными. В пяти школах Снежинска — 117, 121, 126, 128 и 135 — уставы от 2011 года совпадают буква в букву. Структура самоуправления состоит из трех органов: Совет школы, Педагогический совет и Родительский комитет. Первый собирается минимум раз в полгода и состоит из 18-ти человек: директор и вся администрация школы, трое родителей, три педагога и столько же старшеклассников. Доля мам и пап, прямо скажем, не многочисленна, да и компетенция у этой группы не слишком широкая: в основном заслушивание отчетов директора, некоторые денежные вопросы (например, мифическая выплата стипендий ученикам) и рекомендация к утверждению основных общеобразовательных программ.

    Другой совет — педагогический — собирается не менее одного раза в квартал. В ведении преподавателей находятся все дела, касающиеся учебных планов. По сравнению с этими полномочиями комитет из восьми законных представителей школьников решает задачи "для галочки".

    В школе 128 ввиду коррекционной специфики не функционирует Совет школы, но появляется Попечительский комитет, который представляет собой группу спонсоров. В 122-й добавляется Общее собрание трудового коллектива школы, которое не решает вопросы учащихся напрямую, зато утверждает Устав. Естественно, в такой ситуации родители и ученики остаются "за бортом".

    Хлопоты советников
    А нужна ли вообще родителям власть в школе? Их на собрание раз в четверть не выманишь. А заставить административные вопросы решать просто нереально. А. В. Жиляев, отец шестиклассницы гимназии №127, своим примером подтверждает: работы хватит на всех.

    Аркадий Владимирович — председатель Управляющего совета гимназии. На данный момент в таком составе орган самоуправления образовательным учреждением — единственный в городе. В Совет входят представители администрации учебного заведения и работник управления образования, но львиную долю состава занимают родители (по одному из каждого класса — итого 27) и "послы"-ученики из 10-11-х классов.

    Из года в год общее количество варьируется от 40 до 45 человек. Это настоящая школьная "дума". К слову, количество членов в ней даже больше, чем в городском Собраним депутатов, где заседают всего 25 "уполномоченных" парламентариев.

    "Управляющие советы начали создавать в конце девяностых годов, в Москве, в Новосибирске, — рассказывает Аркадий Владимирович. — Почему-то сначала к этой форме управления прибегали в критических ситуациях, когда школу приходилось "вытаскивать", когда она рушилась в организационном плане. В таких случаях диалог с родителями и их идеи просто необходимы. К счастью, не поэтому в нашей гимназии был создан Совет. Мы собираемся каждую четверть, чтобы сделать жизнь всей школы и наших детей лучше".

    По словам председателя Совета, недостатка в энтузиастах не ощущается: "90% коллектива — социально активные люди. Многие сами вызываются: "Я хочу этим заниматься". И с кворумом тоже проблем нет. Даже если человек в отъезде или болен, он ищет себе замену из класса для присутствия на заседании, потому что понимает: принимаемые решения необходимы всей гимназии. И его классу тоже.

    О важности решений говорят не голословно: они меняют быт учеников. За время работы коллегиального органа удалось урегулировать множество проблем. Например, введение формы в гимназии стало прерогативой Управляющего совета. Этим вопросом активно занимались старшеклассники: рисовали эскизы, выбирали цветовую гамму. В итоге у каждой возрастной группы — младшее, среднее и старшее звено — появилась своя расцветка. И у каждого класса — свое "направление", свой принт. Нет никакой жесткости. Все довольны.

    Совет же проголосовал за то, что, если ученик пришел на занятия в непозволительном виде, его нужно отправить домой переодеваться. Директор школы в одном лице не смог бы установить такой порядок: учителя отвечают за безопасность ребенка, пойди-ка его за ручку через дорогу переведи, чтобы жив и здоров остался. А коллегиальное решение — это защита даже для директора образовательного учреждения.

    Свою работу Управляющий совет, как и государственная Дума, проводит через созданные им комиссии: организационно-педагогическую, финансово-хозяйственную и социально-правовую. Они изучают состояние дел и готовят свои рекомендации. С их помощью ушла тема старых, продуваемых окон: город дал гимназии средства для обновления стадиона, но родители и учителя согласились с тем, что есть более серьезная проблема, и деньги перенаправили в нужное русло. Также члены школьной "думы" решили сделать "рокировку" пары каникулярных дней. В итоге гимназисты закончат учебу в 2015 году на неделю раньше, 22 мая. Чтобы было время досдать "хвосты" и спокойно приготовиться к экзаменам.

    Вопросы безопасности и денег
    "Вмешиваться в учебный процесс гимназии — программа, книги, методики преподавания — лично я никогда не хотел, — признается Аркадий Жиляев. — С этим администрация и учителя сами справляются. Но если будут проблемы, то придется вникать, разбираться с кадрами, такие полномочия у Совета есть".

    Пока же внимание коллектива привлекают организационные вопросы. В 2015 году будет решена проблема подъезда к территории гимназии. 70% школьников — жители новых микрорайнов. Многих привозят на машине. Но узкие дороги провоцируют толкучку автомобилей и грозят ДТП с участием детей. Члены Совета организовали встречу с представителями ГИБДД, СЗИГХ, обсудили перспективы и написали о проблеме в администрацию. Чиновники пошли навстречу. Город выделит деньги, и около гимназии сделают площадку для разворота.

    Без родительских денег тоже никак. За их счет обустроили цивилизованную стоянку для велосипедного транспорта на 160 байков, которая, к слову, на 80% заполнена. Оборудовали систему видео-фиксации, дисциплинирующую детей, и установили персональные ящички для хранения личных вещей. И наоборот, есть задачи, направленные на экономию семейных средств. Например, продолжающаяся история со школьным питанием. Управляющие решили не пользоваться услугами муниципального предприятия, а "перейти" в ведение екатеринбургского ООО. Пока процесс застопорился на этапе завоза специалистов в ЗАТО.

    Еще как минимум два нововведения можно будет обсудить в перспективе. Первый: установка турникетов, как в 135-й школе. Второй: электронные карты, которыми можно расплачиваться за школьные обеды. Но какой бы ни была повестка заседания, цель Совета не меняется: учесть интересы гимназии, детей и родителей.

    Как пояснили нам в Управлении образования, сейчас все уставы снежинских школ находятся в работе. Усовершенствованием старых текстов занимаются в юридическом отделе и непосредственно в учебных заведениях. С 2015 года они будут функционировать по новым правилам. Управляющие советы появятся везде. Но вопрос, насколько их участники будут активны, остается открытым.

    Марина Емелина

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью