6+
Сегодня:
21 Сентября

  • Объяснили на пальцах

    Объяснили на пальцах2014-11-060Многие снежинцы, не обиженные богом в плане уровня IQ и общей эрудиции, знают по собственному опыту, как проходят школьные олимпиады. В светлом классе незнакомые друг с другом ребята в полной тишине решают "неподъемные" задачи, о которых на уроках и не услышишь. Метапредметная олимпиада, прошедшая несколько недель назад, рушит эти шаблоны.

    16 октября в актовом зале 127-й гимназии было шумно и многолюдно. Организаторы, учителя, журналисты… И все нарезают круги вокруг главных "виновников" сего культмероприятия — школьников. Мальчишки и девчонки сидят по четыре человека за каждым из шести столов. Кто от скуки болтает ногами, кто проверяет, работает ли Интернет в ноутбуке, кто разговаривает с соседом. Ребята не волнуются: все равно никто не знает, какие задания прислали накануне из "Школы Росатома" на муниципальный этап состязаний.

    Слова председателя организационной комиссии И. Л. Смирновой пролили немного света на загадочный вопрос: "Метапредметные навыки формируются на базе одного или нескольких учебных предметов. Это уровень освоения разных способов деятельности, которые находят применение в любых жизненных ситуациях. Именно эти умения и будут у вас проверяться сегодня".

    После сигнала "Начали" зал ожил. Послышалось бормотанье школьников, читавших вслух условия задания. Ребятам предоставили час на то, чтобы все выполнить. Как орлы кружили вокруг них зоркие рефери, учителя из других школ.

    Пока ученики вникают в суть проблемы, пристаю с вопросами к члену оргкомитета, Наталье Леонидовне Радионовой.

    — По каким критериям выбрали именно этих ребят?

    — Их школы сами предложили. Согласно положению о метаолимпиаде, по одному ученику из 5, 6, 7 и 8 класса. Обращались чаще всего к креативным ученикам. Набрали четверки без проблем. Было много желающих.

    — Конечно, я бы тоже поучаствовала, — зависть сложно сдержать. — Победители ведь поедут на спецсмену в "Орленок", на море?

    — Ну перед этим еще и в Новоуральске нужно будет победить. Туда, на финал, из 25-ти городов съедутся лучшие команды.

    — А задания сложные? Вы их, наверно, вчера посмотрели?

    — Да, разбирались. Они неординарные, но "подъемные" и рассчитаны на коллективную работу. Видите, у ребят на столах листы с изображениями рук? Это пример из таблицы умножения на пальцах. Командам нужно понять данный алгоритм и предложить решение других примеров с его помощью. Самое интересное: оценивать будут и командный результат, и индивидуальный.

    Поначалу школьники помладше проявляли мало активности за столами. Верховодили старшие. Но такое положение дел сохранялось ровно до тех пор, пока пятиклассники не догадались, что в таблице умножения разбираются не хуже товарищей: "Вы что, не понимаете? Любой палец загибаешь, умножаешь на количество оставшихся и получаешь ответ", — внушал своей команде пятиклассник Егор Елисеев из 125-й школы.

    Для старших задача тоже была не легкой: даже если догадался, понял, нужно объяснить мысль остальным. Идею "словили" все столы одномоментно. Ровно через 7 минут после начала я услышала внятную и четкую формулировку от гимназиста Ивана Савинова: "Пронумеруем пальцы на левой и правой руке от одного до десяти. Девять умножаем на три — загибаем третий палец. Слева от него осталось два пальца, а справа — семь. Первая цифра обозначает десятки, а вторая — единицы. Получим двадцать семь".

    Девочки из 126-й школы порадовали креативным подходом. Придумали практическое применение этому способу: он же создан для слепых!

    Еще 15 минут до конца первого этапа, а ребята уже все сделали и "гуляют смело". Кто играет в игрушки на планшетах, кто делает групповое селфи на фоне получившегося плаката, кто молчаливо скучает.

    Второй этап оказался сложнее первого: "Вам удалось разобраться со способом умножения на 9 при помощи пальцев рук? Наверняка он вам понравился. Интересно, а можно ли на пальцах так же быстро и легко умножать на восемь?" — вопрошал лист заданий №2.

    От школьников требовалось за час изобрести способ вычисления, изобразить его схематично на ватмане и за несколько минут презентовать командам-соперникам. Ответ разрешили искать на просторах Сети. Оказалось, Google знает не все: там нашлась только половина решения — умножение на восемь чисел от шести до десяти. Для обнаружения первых пяти ответов нужно было шевелить своими мозгами.

    Интересно, что три состава олимпиадников даже не попытались ответить на заданный вопрос: списали часть из Интернета и вновь погрузились в гаджеты, аргументируя такую позицию тем, что "восемь до пяти умножать легко". Еще три команды упорно пробовали и экспериментировали, глядя на "пронумерованные", исписанные фломастером кисти рук. Из разных концов зала то и дело слышалось воодушевляющее: "Народ, это реально удобный способ!"; разочарованное: "Блин, опять не сходится!"; загадочное: "А если все-таки через икс?"

    В итоге, только три школы вышли на этап презентации с наработками собственного сочинения: 125-я, 135-я и 127-я. Первые старательно заваливали конкурентов каверзными вопросами, но сами предложили громоздкий, неудобный метод вычисления с четырьмя переменными. Вторые воскликнули: "Эврика!" в самый последний момент. Объяснить обнаруженный способ мог бы только лидер команды Василий Брылкин, но жребий выступать выпал Даниилу Власову. Он растерялся и показал себя не очень хорошим оратором. Когда же работу защищал пятиклассник из гимназии, Савинов Иван, я не удержалась и зааплодировала. "Пусть х — это второй множитель уравнения 8*х=?. Тогда х-1 — количество выпрямленных пальцев. А х+1 — количество загнутых пальцев. Если восемь мы умножаем на три (загибаем средний палец на левой руке), то два пальца — большой и указательный — остаются выпрямленными, а еще три после указательного мы загибаем, чтобы получилось четыре. Получается на левой руке показано количество десятков, а на правой — количество единиц. Итого — 24", — это поняла бы даже моя шестилетняя сестра.

    Места распределились ожидаемо:
    127-я — первое, 135-я — второе, а 125-я — третье. В начале декабря команда победителей отправится в Новоуральск, защищать честь города. Я уверена, что и призеры муниципального этапа в финале выступили бы достойно. Уж если половина наших лучших школьников остаются любознательными и сохраняют пытливый ум, с образованием в стране все не так уж плохо.

    Марина Емелина

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью