6+
Сегодня:
22 Сентября

  • Сомнительная польза

    2014-11-210Этой зимой Снежинск обойдется без противогололедных реагентов. И следующей, похоже, тоже.

    По словам заместителя главы администрации Е. В. Степанова, город прожил полвека без дорожной "химии", не хотелось бы нарушать традицию и в дальнейшем. Опрос населения, проведенный год назад сотрудниками мэрии, продемонстрировал отрицательное отношение снежинцев к теме использования реагентов. Собственно тогда все и решилось, однозначно — никаких хлоридов натрия, кальция, магния и прочих неорганических веществ. Все-таки чистота — залог здоровья людей, домашних животных и окружающей среды. В противном случае наши дороги и тротуары погрузятся в липкую черную жижу, которая с удовольствием разъест свежие сколы на лакокрасочном покрытии автомобиля, подавит жизнедеятельность растений, испортит обувь и при близких к нулю температурах из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на асфальте, не счищаемую ни одним агрегатом. Кроме того, богато орошаемые химикатами улицы к весне будут крайне нуждаться в ремонте, хотя бы в ямочном.

    Да и отдел экологии вряд ли даст добро на использование реагентов: специалисты прекрасно оценивают масштабы их негативного воздействия на окружающую среду. К примеру, если посыпать солью или чем-либо "покрепче" дорогу от КПП-2 до трассы М5, то в период активного снеготаяния все вредные потоки устремятся в речку, и жители близлежащих населенных пунктов совершенно не обрадуются такому "эководовороту". В администрацию и так регулярно поступают рекламации по поводу разрастания сине-зеленых водорослей в каскаде Каслинских озер. Конечно, пока никто не доказал нашу вину, но Снежинск — один из самых крупных населенных пунктов, расположенных здесь, соответственно, воздействие от нас в разы больше, что наводит на некоторые подозрения.

    В мегаполисах вопросом экологии уже давно не задаются, там во главу угла поставлено комфортное проживание: чистые улицы летом, нескользкие дороги и тротуары зимой. Поэтому реагентами посыпают и поливают всю территорию, а не только проезжие части. Коммунальщики могут сколь угодно уверенно утверждать, что в противогололедных средствах нет ничего особо вредного, только вот автомобилисты скажут обратное, да и прохожие подтвердят, что от жижи на улицах портится даже самая качественная обувь. Многие снежинцы, регулярно бывающие в Екатеринбурге и Челябинске, твердо уяснили: ботинки и сапоги живут лишь один сезон независимо от цены и марки. А "железного коня" необходимо мыть после каждой поездки: солевые препараты пагубно влияют на покрытие кузова, детали и узлы. Автомобильное железо ржавеет быстрее, чем в естественных условиях. К тому же инспекторы ГИБДД штрафуют за грязные номерные знаки. А как их не испачкать, если на дорогах сплошная серая каша? В общем, минусы очевидны.

    Что внутри?
    Недавно в интервью завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Д. М. Хомяков заявил столичным журналистам, что сами по себе реагенты безопасны. Но стоит им смешаться со снегом, асфальтовыми частицами, выхлопами и машинным маслом, ситуация меняется, и в результате получается ядовитая эмульсия. В подтверждение его слов специалисты известного издания "За рулем" выбрали восемь характерных мест в разных городах страны, в числе которых оказался Екатеринбург, и отправили на экспертизу снежную уличную мяшу. Исследования показали, что содержание хлоридов в тающем снеге превышает предельно допустимую концентрацию для ливневых стоков в 10, а то и в 25 раз!

    Почти столько же соли в морской воде. А как она воздействует на металл, объяснять не нужно. Еще один сюрприз преподнесли нефтепродукты: по ним предельная норма превышена в 300 раз.

    С ионами кальция, магния и натрия картина тоже довольно удручающая.

    В прошлом году межрегиональный общественный центр "За безопасность российских дорог" составил рейтинг самых опасных трасс. Специалисты изу­чали, где не чистят лед, не посыпают крошку и тому подобное. Выяснилось, что лидер в черном списке — Екатеринбург. Дорожные службы до сих пор применяют реагент, от которого после серии судебных разбирательств отказалась Москва из-за неэффективности и повышенной токсичности. В аутсайдеры также попали Пермь, Ярославль, Владимир, Казань и Оренбург по причине неудовлетворительного состояния проезжих частей. Лидерами по обслуживанию зимнего дорожного полотна стали Москва и Тюмень.

    А как у них?
    В принципе и в России, и кое-где за границей применяются одни и те же противогололедные препараты — это, в первую очередь, хлориды натрия, кальция и магния. Однако использовать эти материалы так же успешно, как в Северной Европе, США и Канаде, в нашей стране по ряду причин пока не получается.

    Во-первых, дорожные сети не рассчитаны на то количество автомобилей, которое сейчас по ним передвигается. Катастрофически не хватает не только дорог, но и автостоянок. В результате из-за пробок и стихийных парковок на обочинах крупных городских магистралей снег вовремя не убирают, из-за чего коммунальщикам с помощью "химии" приходится не просто разрыхлять накат, чтобы смести его снегоуборочными машинами, но и буквально плавить избытком реагентов. Не вывозится снег вовремя еще и потому, что не хватает усовершенствованной снегоуборочной техники. Вместо нее в основном применяются либо землеройные машины, либо разработанные почти 50 лет назад комбайны "умелые руки". Эффективность и производительность этих устройств не удовлетворяют требованиям современного мегаполиса.

    Кроме того, из-за неточных прогнозов погоды у коммунальщиков далеко не всегда выходит заранее обработать дороги реагентами перед сильными снегопадами. А вот в Канаде и в Северной Америке благодаря современным спутниковым метеоросистемам на этот метод делают основную ставку — технология позволяет предотвратить прилипание снега и льда к дорожному покрытию. Обработка небольшими объемами растворенных солей не дает образоваться накату и корке, и все осадки счищаются с дороги спецаппаратами без применения "химии". В Норвегии, Швеции, Италии и Франции вообще не пользуются "ядами", а заносы ликвидирует снегоочиститель. В Финляндии же применяют рецепт времен царской России — соленую мраморную крошку.

    Какие средства бывают
    Пескосоляная смесь. Начиная с 60-х годов прошлого века наши магистрали стали посыпать пескосоляной смесью: 92% песка и 8% технической соли. Это был самый дешевый и экологически чистый способ борьбы с гололедом. Однако по весне скопившийся на дорогах песок основательно забивал водостоки.

    Техническая соль. В 1995 году решено было перейти на чистую соль. Она моментально растапливает лед, образуя снежную кашу. Но при этом разъедает все вокруг: кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих и даже контактную сеть трамваев и троллейбусов. Стали погибать зеленые насаждения. Об ухудшении экологической ситуации в крупных городах свидетельствовали многие обстоятельства. Например, в Санкт-Петербурге соляные пары поднимались на 15-метровую высоту.

    Жидкие и твердые реагенты. Один из первых химических составов "Антиснег-1" показался поначалу просто подарком судьбы. Предварительные испытания показали, что нормы распределения на площадях этого вещества в три раза меньше, чем у технической соли, а снежной массы он растворяет в пять раз больше. Но потом обнаружилось, что реагент, попадая на голый асфальт, выделяет резкий запах уксуса. Твердые "Биомаг" и ХКФ, жидкие ХКМ и "Нордекс" были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Но зато создавали "масляную" пленку на дороге. К тому же действие некоторых ограничивалось тремя часами, то есть полотно требовалось обрабатывать по несколько раз в сутки.

    Щебень. С одной стороны — никакой химии. Но если отказаться от противогололедных реагентов, тогда весь город окажется в снежных накатах. Возникнет проблема: как бороться с колеей, чтобы обеспечить безопасность движения?

    Фрикционные материалы — гранитная крошка, песок, гравий. Экологически чистые, разрешенные к использованию антиобледенители применяются достаточно широко и по праву считаются одними из лучших естественных средств.

    А вообще, идеального реагента в природе не существует. Использование того или иного химического соединения для борьбы с гололедом — это всегда компромисс. Либо в жертву приносят растения, либо обувь. И по-другому не получится. Все негативные эффекты химии — это плата за комфортную жизнь в городе.

    Нынешней зимой снежинские дороги и тротуары обработают песком и каменной крошкой мелкой фракции, поскольку крупная летит из-под колес и становится причиной появления сколов и трещин на лобовых стеклах авто.

    Анна Захарова

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью