6+
Сегодня:
08 Декабря

  • Лучше больше да лучше

    2014-12-010Сегодня многие родители сетуют на то, что детей не оторвать от компьютера. Книг "поросль" не читает и не желает к этому приучаться — нелюбознательна. Важность чтения трудно переоценить, и данный факт уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учебе и, как следствие — в будущей карьере (да и в жизни), может быть только любознательныйи читающий человек.

    Навык чтения имеет общеучебный характер, без него невозможно изучение ни одного школьного предмета. Без овладения навыком качественного чтения и умения работать с текстом человек обречен на трудности в освоении любой дисциплины, получении специализации и развитии творческих способностей. Хорошая скорость чтения и его качество важны не только для успешного обучения в школе, но и для общего развития ребенка, поскольку именно этот процесс развивает устойчивость внимания, оперативную память, расширяет словарный запас и речь ребенка. А в комплексе все это влияет на умственную работоспособность.

    Как же улучшить качество чтения и привить интерес к нему? Многие родители пытаются заставить ребенка читать больше, что, как правило, не приносит ожидаемых результатов и только способствует появлению лишних конфликтов в семье.

    А ведь множества проблем можно избежать, если знать, как это сделать. Сегодня мы познакомимся с несколькими простыми играми и упражнениями, не требующими большой подготовки, не занимающими много времени и при этом ненавязчиво развивающими качество и технику чтения.

    Все игры и упражнения хорошо воспринимаются и первоклашками, и учениками 4-х классов, и даже шестиклассниками. Разница в количестве печатного текста и времени выполнения задания.

    Зарядка для языка
    Не пренебрегайте артикуляционной гимнастикой, которая является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Обычно артикуляционную гимнастику проводят логопеды в детском саду. Но если ребенок уже пошел в школу, это вовсе не означает, что такая гимнастика ему не нужна. Очень часто ученики начальной школы читают медленно именно из-за слабо развитых мышц речевого аппарата. Поэтому им рекомендуется выполнять артикуляционную гимнастику.

    Понятно, что родители не специалисты-логопеды и абсолютно правильно проводить соответствующие занятия не смогут. Но это и не нужно. Выберите несколько упражнений из предложенных ниже и хотя бы несколько минут в день потратьте на их выполнение.

    Например, можно цокать языком; удерживать губы в улыбке так, чтобы зубы были не видны; вытягивать губы трубочкой и двигать вправо-влево, вращать по кругу; хлопать губами друг о друга (как будто рыба "разговаривает"); сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту; втягивать щеки; с закрытым ртом делать круговые движения языком, проводя им между губами и зубами.

    Проговаривание скороговорок с постепенным ускорением также развивает артикуляционный аппарат. Если одновременно еще и делать упражнения для мелких мышц пальцев, то развиваются речевые центры мозга. Каждый день достаточно проговаривать 3-5 скороговорок — с увеличением их темпа все быстрее работают пальчики. Варианты могут быть такими: имитация игры на фортепиано, вращение больших пальцев друг вокруг друга, попеременное сгибание пальчиков, начиная от мизинцев.

    "Поиск слов", или "Прятки"
    Это упражнение проводить лучше на знакомом тексте. Можно выполнить домашнее задание по чтению, а потом поиграть с этим рассказом. Вы называете любое слово из текста, а ребенок ищет его и показывает. Слова выбираете вразброс, в той форме, как она указана в данном случае. Если написано "первым", то читаете именно "первым", и никак иначе. В процессе обучения задание можно усложнить, предложив ребенку найти слово, которое следует за выбранным вами. Это упражнение тренирует навык следить по тексту, искать нужное слово, умение читать, составить словесную конструкцию и закреплять понятие "следующее".

    "Паровозик"
    Помощник — брат или сестра, не обязательно родители, — выступает "паровозиком", то есть читает текст вслух чуть быстрее, чем может читать ребенок, а он в свою очередь шепотом повторяет и следит указкой по тексту. Если вы видите, что ребенок отстал или потерял строчку, значит, следует притормозить, вернуться к тому месту, где малыш "застрял". Это упражнение учит его быстрее читать, проговаривать текст, а значит, способствует развитию артикуляции.

    "Волнообразное чтение"
    Его можно попробовать с детьми, читающими 50 слов в минуту и больше. Ребенок читает текст быстро, а потом по сигналу переходит на медленный темп. Затем по сигналу вновь ускоряется. И так далее. Сигналом может быть хлопок, стук, слово "стоп". Здесь мы отрабатываем навык чтения и умение читать в разном темпе. Можно провести аналогию с умением правильно проговаривать скороговорки: чтобы суметь "тараторить" их быстро и без запинок, сначала следует научиться говорить их медленно.

    Очень полезно читать перед сном. Приучите ребенка делать это ежедневно хотя бы в течение 10-15 минут. Тогда:
    — он каждый день станет тренироваться в чтении и, соответственно, закреплять свой навык;
    — у него выработается очень полезная привычка;
    — нервная система будет успокаиваться, отчего засыпать ребенок станет легче и быстрее;
    — во сне вся информация перерабатывается, и человек хорошо запоминает то, что прочитал перед сном.

    Упомянуть в небольшой публикации все упражнения для развития техники чтения невозможно, но, применяя даже вышеназванные, вы существенно поможете своему чаду в овладении навыком чтения.

    Хорошее чтение — залог успешного обучения. Потратив время на работу с книгой, вы расширяете возможности ребенка, создаете хорошую платформу для успешного развития и обучения в школе. Важно сделать все вовремя, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях.

    И помните: ваши дети совершенно исключительны!

    Елена Глинских,
    Центр развития памяти "Мемори-Я"

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью