6+
Сегодня:
22 Сентября

  • Подтянуть по физике

    2014-12-100Говорят, что крупные открытия возникают на стыке наук или хотя бы разных областей одной сферы. Именно на расширение кругозора молодых специалистов и направлена работа Высшей школы физики. Этот проект Росатома начал работу два года назад. Первый модуль второго потока завершился в нашем ЗАТО на прошлой неделе.

    Очередная группа начинающих теоретиков познакомилась с лекциями ведущих ученых страны. На продвинутые курсы отобрали всего 21 человека: по семь слушателей из ядерных центров Снежинска и Сарова, по три из Физико-энергетического института в Обнинске и ТРИНИТИ в Троицке и еще один — из НИИ НПО "Луч" в Подольске.

    "Предпочтение отдавали физикам до 35-ти лет, которые проявили способности к научной работе, чтобы, как говорится, в коня корм. Эти люди должны были воспринять и освоить довольно сложную информацию, которая чаще всего не касается их непосредственных производственных задач. И, судя по отзывам лекторов, подбор "учеников" оказался удачным. Уже то, что двое наставников согласились повторно читать свои курсы, говорит о том, что они были удовлетворены результатами первого потока", — утверждает почетный научный руководитель РФЯЦ — ВНИИТФ Е. Н. Аврорин.

    Педагогов выбирали не менее тщательно. Это работающие ученые с опытом преподавания, изучающие разные разделы физики, ведущие специалисты в своей области. Они призваны не "натаскивать" слушателей на тему, но сделать обзор текущего состояния науки: какие исследования проводятся, какие результаты получены, какое это имеет значение для теории и практики.

    Ученики и учителя встречаются раз в полугодие в течение двух лет. Работают две недели в одном из городов-участников. Такой график позволяет и повышать квалификацию, и не отрываться надолго от основной деятельности. Да и преподаватели — люди занятые. Например, академик В. Е. Фортов, президент Российской академии наук, в этом году смог вырваться только на два дня. Он по шесть часов читал лекции. Слушателям пришлось нелегко.

    Формально никакого итогового контроля в ВШФ не предусмотрено, экзамены после учебы не сдают. Однако лекторы контролируют уровень усвоения материала: либо задают вопросы, потому как аудитория небольшая и можно каждому уделить внимание, либо устраивают семинары, предлагают решить задачи. Например, в курсе М. Ю. Кагана, члена-корреспондента РАН, количество лекций и семинаров одинаково.

    Но работой в аудитории программа не заканчивается. Обязательно проводятся экскурсии по НИИ, в котором проходит очередной модуль. Принимающая сторона рассказывает о направлениях научных исследований и показывает экспериментальные установки. И, конечно, важно то, что молодые ученые знакомятся друг с другом, налаживают горизонтальные связи.

    Не из праздного интереса Росатом запустил такой образовательный проект, а для того чтобы изменить незавидные тенденции: "Идея создания Высшей школы физики пришла в голову нашему бывшему сотруднику А. В. Андрияшу, и она понравилась руководству госкорпорации, — рассказывает Евгений Николаевич. — Всем известно, что сейчас в отрасли, особенно это заметно в ядерных центрах, происходит смена поколений. Долгое время кадровых поступлений было недостаточно. Но за последние пять лет начали работу многие молодые ученые, и важно, чтобы они были грамотными и могли заменить стариков. Пока есть определенные трудности: общая школьная и институтская подготовка в стране заметно упала. ВШФ — это попытка исправить ситуацию".

    Марина Емелина

  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

АРХИВ

Выберите номер:

Интервью